Другие игры по лицензии TSR
Хотя все самые популярные игры Платинового Века по лицензии TSR были сделаны на Infinity Engine от BioWare, были у них и соперницы: Pool of Radiance: Ruins of Myth Drannor (2001) от Stormfront Studio и The Temple of Elemental Evil: A Classic Greyhawk Adventure (2003) от Troika Games. Ни одна из них не добилась особого успеха, хотя последняя известна как первая игра, в которой персонажам-геям было позволено жениться.
Pool of Radiance: Ruins of Myth Drannor, выпущенная Ubisoft, является, возможно, главным разочарованием за всю историю CRPG. Это одна из тех игр, чью явную убогость трудно описать непосвящённым, всегда уверенным, что у критиков есть что-то личное против игр, которые у них не получают хороших оценок.
Несомненно, частично моё собственное отвращение к этой игре проистекает из её заголовка, который призван привлечь внимание неосторожных фанатов легендарной игры Золотого Века к этой бездушной, безвкусной и совершенно неиграбельной пародии. Моё презрение к этой игре чуть не заставило меня исключить её из моей статьи. Я услышал о ней за несколько месяцев до релиза, и начал отсчитывать дни до того момента, когда смогу наконец вернуться во Флан и снова бросить вызов Тирантраксусу.
Потратив $70 и поиграв в эту игру несколько часов, я продолжал убеждать себя в том, что рано или поздно она наконец раскроет себя и станет гораздо лучше. Нужно просто пережить ещё парочку битв с этими медлительными скелетами, и моя партия совершенно точно выберется из этих серых и одинаковых подземелий, и игра станет интереснее. В конце концов я осознал, что лучше она не станет, и что я потратил на неё что-то около двенадцати часов своей жизни, которые обратно уже не вернуть.
Pool of Radiance: Ruins of Myth Drannor |
Тем самым я торжественно нарекаю Pool of Radiance: Ruins of Myth Drannor худшей CRPG всех времён и народов. Что ещё хуже, своим именем она оскорбляет память своей великой предшественницы, и я смею надеяться, что геймеры, которым не повезло сперва опробовать эту игру, сделают себе одолжение и пройдут оригинал. Хотя у первой Pool of Radiance «устаревшая» графика и интерфейс, у неё есть одно неоспоримое преимущество перед Ruins of Myth Drannor: в неё интересно играть.
Temple of Elemental Evil от Troika – игра гораздо более приятная, и её разработчики однозначно ориентировались на олдскульных фанатов CRPG. Troika дебютировали в 2001 году со своим общеизвестным стимпанковским шедевром Arcanum, но Temple of Elemental Evil оказалась слишком хардкорной для игроков, чьё знакомство с жанром началось с Diablo или даже Baldur's Gate.
The Temple of Elemental Evil: A Classic Greyhawk Adventure |
Очевидно, что не каждый разработчик обладает качествами, необходимыми для создания великолепной CRPG по лицензии TSR. Чтобы сделать всё правильно, нужен не только великолепный движок; немало сил нужно потратить и на создание захватывающей истории, которая будет развиваться в зависимости от действий игрока. Лучшие из этих игр (Curse of the Azure Bonds, Baldur's Gate II, Planescape: Torment) награждают нас чем-то гораздо большим, чем очки опыта и золотые монеты. Они затягивают нас, отбирают целые дни нашей жизни, оставляя в душе лишь одно желание – ЕЩЁ. С другой стороны, игры наподобие Descent to Undermountain и Ruins of Myth Drannor наглядно показывают, что без хорошей команды разработчиков драгоценная лицензия вообще ничего не стоит.
Другие игры Платинового Века.
Между 1997 и 2001 годами вышло ещё несколько важных игр, хотя они и затерялись в тени таких гигантов, как Diablo, Elder Scrolls и Baldur’s Gate. К ним относятся и Dungeon Keeper (1997) от Bullfrog, которая переворачивает жанр с ног на голову, позволяя игрокам взять на себя роль данжмастера. Это невероятно редкий и поразительный случай, когда разработчик создаёт игру по мотивам процесса разработки игр. Хотя Dungeon Keeper ближе к стратегии, чем к CRPG, она дарит новый бодрящий вид на старые забеги по подземельям. Каким образом всем этим злобным волшебникам удаётся кормить и контролировать такую орду орков и драконов? Критики высоко оценили игру, и Bullfrog, не тратя времени, выпустили аддон The Deeper Dungeons в том же 1997 году. Dungeon Keeper 2, выпущенная в 1999 году, тоже полюбилась как простым геймерам, так и журналистам.Wizardry 8 даёт геймерам ощущение настоящей ролевой игры. Если вы когда-нибудь садились за бумажную D&D, создавали персонажей и вели их в бесчисленные битвы, эта игра заставит вас снова вспомнить те ощущения |
К несчастью, Wizardry 8 не совершенна – игру портят довольно неприятные баги, причиной которых стала печально известная программа защиты от копирования Safedisk. Из-за неё на некоторых дисководах игра просто не запускалась, а на других могли возникнуть ещё какие-нибудь непредсказуемые проблемы. Кроме того, некоторые критики жаловались на то, что после некоторого времени битвы начинают слишком уж часто повторяться, что сильно замедляет игровой темп. Как бы то ни было, это одна из последних по-настоящему великих партийных CRPG и достойное завершение исторически важной серии.
Начало Нового Века
Платиновый Век застал множество шедевров и провалов, и геймеры наслаждались разнообразием игр и игровых движков. Но к 2002 году CRPG на полках игроков пришлось потесниться, уступая место MMORPG и стратегиям в реальном времени, а последние представительницы жанра (на мой взгляд, по крайней мере) смотрят назад, а не вперёд. Развитие жанра не остановилось, но уж точно замедлилось. Многие CRPG, выпущенные в последние 5 лет, были либо безыдейными сиквелами, либо играми настолько вторичными, что вполне могли бы чьми-то сиквелами стать. Говоря прямо, сейчас мы находимся на том этапе развития жанра, где все его представительницы делятся на три типа – диаблообразные action-RPG, игры от первого лица в духе Morrowind и бесконечные однообразные MMORPG.
Возможно, самыми главными играми Нового Века из вышедших на данный момент являются Neverwinter Nights (2002) и Star Wars: Knights of the Old Republic (2003) от BioWare. Хотя их влияние на жанр в долгосрочной перспективе предсказать трудно, они кажутся (мне, по крайней мере) самыми прямыми наследницами традиций Baldur’s Gate или даже игр «золотой коробки».
Neverwinter Nights и Knights of the Old Republic
Neverwinter Nights стала первой игрой на движке Aurora Engine от BioWare, позволявшем создавать полностью трёхмерную и гораздо более продвинутую графику, чем на любимом многими Infinity Engine, впервые использованном в Baldur’s Gate. Впервые игроки получили возможность свободно вращать камеру в любом направлении. BioWare также включили в игру редактор, позволявший игрокам с лёгкостью создавать собственные кампании. Как и в Baldur’s Gate, в Neverwinter Nights игрок может создать только одного персонажа, хотя впоследствии в состав партии могут войти другие и другие, такие как фамильяры игрока и ещё два контролируемых компьютером персонажа. Neverwinter Nights была основана на третьей редакции правил AD&D, которая уже встречалась в Icewind Dale II, с интуитивной и логичной системой создания и развития персонажей.
Ждать аддонов к игре долго не пришлось. Первым из них стал Shadows of Undrentide, разработанный Floodgate Entertainment и выпущенный Atari (Infogrames) в 2003 году. Shadows of Undrentide оказался не тем, чего в то время ожидало большинство игроков: вместо продолжения кампании оригинала, он добавил совершенно новую, рекомендованную для прохождения новыми персонажами и пять новых престиж-классов для высокоуровневых персонажей. Аддон получил неплохие (хотя и не заоблачные) оценки. Следующее дополнение, Hordes of the Underdark, вышло через несколько месяцев. К счастью, это путешествие на родину дроу оказалось гораздо лучше упомянутого ранее Descent to Undermountain. Помимо нескольких эпичных битв, которые игроки вряд ли когда-нибудь забудут, Hordes of the Underdark добавила 50 новых способностей и 40 новых заклинаний. Оценки этого массивного дополнения варьировались от хороших до отличных, некоторые даже утверждали, что его кампания превосходит оригинальную. Kingmaker, дополнение, выпущенное в 2005 году, содержало ещё три модуля для Neverwinter Nights.
Во второй день я сел за игру в 10 часов утра. С того момента и до 6 вечера я ни разу не отошёл от игры. Я не прерывался ни на еду, ни на душ. Вот насколько хороша Knights of the Old Republic. |
События Knights of the Old Republic разворачиваются за 4000 лет до событий фильмов, но это всё ещё история о джедаях. Хотя игрок даже может выбрать, на какую сторону Силы встать. Как и в Neverwinter Nights, здесь можно было выбирать между побочными квестами, завершение которых может сдвинуть мировоззрение персонажа в сторону добра или зла. В игре великолепный сюжет и куча деталей, а также примерно тридцать часов затягивающего геймплея. Критики наперебой хвалили сценарий и отменные диалоги, которые, как известно всем фанатам CRPG, попадаются не так уж часто. Игра завоевала бесчисленное множество наград, и является, возможно, самой выдающейся CRPG Нового Века.
Заключительные мысли об истории CRPG.
Хотя за все десятилетия своего существования жанр CRPG знал и взлёты, и падения, история наглядно показывает, что когда всё, казалось бы, уже хуже некуда, всегда находится новая компания, которая какой-нибудь замечательной новой игрой снова возрождает жанр. Возможно, сейчас наступил именно такой момент: главные CRPG-серии либо выродились, либо долго не дают о себе знать, и многие критики заявляют, что онлайновые игры наподобие World of Warcraft им видятся логичными наследниками «олдскульных» CRPG. Но я, вместо того чтобы отслеживать родословную World of Warcraft или EverQuest от времён Ultima или Wizardry, считаю, что они являются потомками других игр – MUD’ов. Они появились на игровой сцене почти одновременно с текстовыми квестами и первыми CRPG, но играли в них в те времена разве что студенты и другие люди с доступом к мэйнфреймам (а чуть позже – подписчики серверов вроде America Online или CompuServe).
Хотя MUDы здесь обсуждать в любом случае бессмысленно, стоит заметить, что вся привлекательность здесь состоит в острых ощущениях от игры с другими игроками. В пример можно привести оригинальную Neverwinter Nights, онлайновую игру на движке игр «золотой коробки», которая была доступна подписчикам AOL в период с 1991 по 1997 годы. Вместо того чтобы наслаждаться сюжетом и квестами, игроки проводили время за созданием и вступлением в различные «гильдии»: суть игры была в социализации и повышении своего общественного статуса. В общем, разница между типичной MMORPG и традиционной CRPG такая же явная, как между посещением Ярмарки Ренессанса и чтением хорошего фэнтезийного романа.
Разумеется, встаёт вопрос о том, жизнеспособны ли ещё старые синглплеерные CRPG как коммерческий жанр, и здесь многие олдскульщики встают на позицию циников. Несомненно, сама культура ПК-гейминга значительно изменилась со времён Wizardry, The Bard’s Tale или Curse of the Azure Bonds. В эти игры нужно было ещё научиться играть, и они требовали очень много времени для прохождения – сегодня это заставляет их выглядеть слишком уж старомодными. Множеству современных геймеров даже Baldur’s Gate II кажется слишком уж задумчивой; в ней ведь нет постоянных взрывов, показанных в красивом замедлении и мгновенного удовольствия, так что бедняги быстро засыпают. Вы можете представить этих ребят рисующими карты подземелий на бумаге или долго размышляющими над тактикой боёв, что необходимо для прохождения, например, Wizard’s Crown?
В истории компьютерных игр было время, когда CRPG считались «трудным» жанром, жанром, который требовал много времени и сил, но получаемое удовольствие компенсировало всё сполна. Это были игры для хардкорщиков, компьютерных гиков, которые гордились своими тайными знаниями и невероятным интеллектом. Некоторые циники заявляют, что всё начало меняться, когда консольные RPG стали доминировать на рынке. К концу 90-х они якобы влияли на CRPG больше, чем последние на них (в самом деле, в то время некоторые консольные RPG были портированы на PC и даже добились успеха). Естественно, адаптация CRPG для консолей требовала множества упрощений, особенно в интерфейсе, который должен был быть достаточно простым для управления при помощи геймпада. Кроме того, эти игры должны были быть доступными для гораздо большей аудитории, чем CRPG, разработчики которых могли ожидать от своих покупателей гораздо большей технической подкованности, чем от пользователей консолей. Хотя разница между консолями и компьютерами становится всё меньше со времён появления консолей «пятого поколения», многие старомодные фанаты CRPG всё ещё недовольны влиянием японцев на их любимый жанр.
И всё-таки остаётся ещё немало геймеров, которые играют в Rogue и запускают классические игры на эмуляторах или с помощью новых сервисов наподобие GameTap. Игры наподобие Oblivion, Dungeon Siege II и Neverwinter Nights II продолжают завоёвывать чарты, а неоспоримые шедевры вроде Knights of the Old Republic всё ещё способны овладевать сердцами и умами как старых, так и молодых игроков.
Мне кажется, следующая революция в жанре уже близка, хотя трудно сказать, какая компания её начнёт или какую форму она примет. Однако я не устану повторять, что лучшие CRPG в истории жанра были продуктами труда, а не революции, соединения многих парадигм, а не их разрушения. Как и Pool of Radiance, Baldur’s Gate, или Fallout, следующая крупная CRPG будет не чем-то абсолютно новым, а чем-то, сделанным правильно.
Осилил! | 61.2% | |||
Ниасилил! | 38.8% |